СИНАЙСКИЙ МАНУСКРИПТ

СВИТОК ЛОРЫ. ДАР СВЕТА НЕВЕЧЕРНЕГО НЕТВАРНЫЙ СВЕТ ОБРАЗЫ СОТКАННЫЕ ИЗ СВЕТА :научное описание ЛОТОС: ПУТЬ К ИСТОКАМ ИКОНА В ПРОСТРАНСТВЕ ЭЛЛАМПСИС.ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ДРАМАТУРГИЯ СВЕТА. Гостевая книга

Драма описывает реальные события из жизни действительных людей, причастных к историческим открытиям в археологии и византологи, касающихся теории нетварного света в христианском искусстве, мистической теологии. В главе « Пещера» повествуется об одной из находок героев на раскопках в египетской пустыне неподалеку от места некогда возвышавшегося греческого монастыря Неопалимой Купины четвертого – пятого веков. Их открытие относилось к украшению катакомбной пещеры, найденной героями под давно разрушенными стенами монастыря , а также искусства росписи стен. Уникального стиля, котрый считался утраченным. Оно относилось к главному наследию монахов – исихастов, мастеров - отцов синаитов пятого – девятого веков. Повесть описывает реальные события из жизни действительных людей, причастных к историческим находкам в археологии, к отркрытиям, касающимся теории нетварного света в искусстве. Простой стиль изложения должен помочь понять историю и содержание их открытия - как теорию «природы событий в сакральном пространстве». Для большей ясности ниже привожу вместо сносок пояснение к некоторым терминам и словам: Вторгновение, Сакральное, Энкаустика,Прелмление Даров.

ИНТ. БАЗИЛИКА ПЕЩЕРЫ ФРЕСКИ - ВЕЧЕР

Кристу входит в подземный храм, оглядывая фрески.
Садится на низкий табурет.

КРИСТУ
Итак, что там с вашими открытиями?

ЛОРА
По сути, это как божественный театр. Всякое храмовое пространство исполнено невидимыми сценами. Сакральным действом. Образами оно похоже на ортодоксальный «вертеп».
(тепло)
К примеру, когда на празднование Рождества входим в храм, мы видим в углу у алтаря фигурки вертепа. Мы видим младенца в яслях, его рождение, приход волхвов. Все они – из грубой и зримой ткани, из воска вылеплены. Однако событие вхождения в мир Бога-Слова восстанавливают посреди нас. Так ведь?
(заглянув в глаза Эллу)
У католиков – это "презеппио". Более подробный и застывший театр, из множества сценок.
(тепло)
Отдельные сцены восстанавливают события библейской истории о рождестве. До рождения младенца и после того. Воспроизведена даже история переписи населения. Есть и римские воины, застывшие в поисках новорожденных.

ЭЛЛ
Красивая древняя постановка.

ЛОРА
А сакральное действо – на них похоже. Но, оно невидимое. Оно из тонких духовных материй соткано. Из ткани божественных излучений. Образы – младенца в яслях, склонившейся матери над ним. Они живут своей непрестанной световидной жизнью.

ЭЛЛ
(весело)
Вот, как все просто, оказывается!

ЛОРА
А начало этой истории – здесь, в послании на стене - с описанием природы божественного вторжения.

ЭЛЛ
Это наиболее раннее из всех свидетельств.

КРИСТУ
Конец первого века.

ЭЛЛ
Но, что любопытно. Один фрагмент манускрипта, нами найденного в песчаной пещере, напрямую связан с этим посланием. Он будто продолжает его. Раскрывает его главный смысл.

КРИСТУ
Он более поздний.

ЭЛЛ
Да, манускрипт пятого века.

ЛОРА
Мы его название перевели как «О ликах». В том то и суть!
А вместе с текстом на стене…
(замирает, набирая воздух, как перед самым главным в ее жизни)
Вместе они открывают тайну этих фресок!


КРИСТУ
Вы разгадали их?

ЛОРА
Это отображение природы божественного вторжения.

ЭЛЛ
А проще – сцены из света.

КРИСТУ
Его эманаций.

ЭЛЛ
То есть, эллампсис, по-гречески.

ЛОРА
Что значит – излучение божественного света. В целом, феория.
ИНТ. КАТАКОМБНАЯ БАЗИЛИКА - ВЕЧЕР

Элл и Лора сидят над расшифрованной частью манускрипта. Содержание текста сравнивают с образами фресок. Лора поднимает голову, смотрит на сцены росписи.

ЛОРА
И впрямь - божественное вторгновение.

ЭЛЛ
(читая в переводе)
«От вершины горы к подножию, излучениями - через отображения - входят образы мира невидимого - как насельники мира видимого». Знаешь, дрожь берет. Или – я просто озяб, холодно?

ЛОРА
Пробирает немножко. От одной мысли только. Мы посреди них здесь - ходим, среди образов «горы» живем - одной жизнью с ними, как на небушке.
(осознавая)
Вот, как по горе ступаем, по небушку. И не догадываемся.

КОНЕЦ ВОСПОМИНАНИЯ - ВСПЫШКИ

В ВОРОНКЕ ПЕРЕХОДЕ

Лора посмотрела на мудреца и подняла голову вверх. Ее все так же влечет к себе средневековый город из света. Ее увлекает к нему течением.

Приближаясь к средневековому городу из излучений, перед ней вспыхивает другой фрагмент. Совсем уже иного прошлого. Как ответ на ее устремление приблизиться к воротам города. Ее нога уже зависает над водами Иордани, уже опускается на камни мостика над ними, прикасается к ним. Но вспыхнувший фрагмент из непостигаемой ею истории выхватывает в себя. И она в нем сразу оказывается.



ВОСПОМИНАНИЕ - ФРАГМЕНТ ПРИБЛИЖАЮЩЕЙСЯ ИСТОРИИ

Лора босая, в прозрачной ночнушке, какою она была под водой. Она - стоит в пещерке, где оставила Элла. Она у входа в нее – оглядывает пещерку. Но его там она не находит. Там, у выступа, спиной к ней в полутьме стоит некто, похожий на почти прозрачного мудреца или светлого ангела. Склоненного над выступом, как перед таинством - как над камнем для преломления хлеба, и подношения жертвы.

Он оборачивается к ней и смотрит светло и грустно в ее глаза. Она пристальней вглядывается в его вытянутый лик, словно он кого-то ей напоминает…

За своей спиной она слышит шумок, похожий на плач-пение, и шарканье ног. Она оборачивается… и видит странно или небрежно одетых людей. Словно в тогах. В засаленных, местами уже обратившихся в ветошь. Люди со склоненными головами в накидках, с бородками. Женщины в платках несут лампадки.

Лора поворачивает голову к выступу – и не видит ангела, но мудреца, почти старца, в похожей тоге. Он склонен над хлебами, лежащими на ткани на камнях выступа. По углам ткани – вшиты словно бы камешками – частички святынь.
Лора, едва двигая губами беззвучно совсем проговаривает слово, которое сама не слышит и не постигает – «Учитель». И постигая, что перед нею учитель Фома, пораженно светло слегка улыбается, распахивая широко глаза.

Все похоже на фрагмент из катакомбной вечери времени первого века, его конца. И Лора видит ее уже издали, словно со стороны.


ФРАГМЕНТ ИСТОРИИ

Люди в тогах, обратившихся в ветошь, со склоненными головами в накидках , в платках и с лампадками стоят в пещерке.

Учитель, в летах и в старой тоге, склонений над выступом, сворачивает ткань, бережно с трепетом.

Он поворачивается к ученикам и смотрит на них со скрытым теплом и тихой радостью. Вздохнув, он опускает голову. И обращается к ним с главной вестью. Ему трудно говорить. У него мало сил. Он ветхого возраста. Он устал. Местами он перерывает свои слова, медленно находя новые силы.


УЧИТЕЛЬ
Вы знаете тайну. Но дальше – идите. Вы должны запечатать ее. Живите с нею до времени. А после покройте крепкой печатью. Люди не примут ее. Они оттолкнут ее как ненужную. Как лишний груз. Бросят как непотребную ношу. Потопчут.

Ученики вслушиваются в его слова, словно пытаясь запомнить каждый слог и верно истолковать.

УЧИТЕЛЬ
(выдохнув)
Будет много беды и пройдет много веков, времени тяжб, горя, неправды.
(глотая воздуху)
Ее не сумеют услышать. Берегите ее, храните.
(набирая воздух)
И запечатайте крепко. До времени. Когда придут другие. Те, кто будет готов принять, ее - в себя. Кто услышит ее.
(выдыхая)
Когда настанет срок. Печать сама упадет.

Все замирают, в ожидании.

УЧИТЕЛЬ
(набирая воздуху)
Тогда настанет время тайны. Это будет другое время – духовный век, время дыхания. Это будет время Духа.

Ученики редко переговариваются между собой.

УЧИТЕЛЬ
(выдыхая)
Тайное станет явным. Исполниться закон - преломится время. Преломится мир – как хлеб. Его пройдет до основания свет, и это узнает каждый. И узнает его в себе. И примет его.

Взволнованные ученики видят знак благословения Учителя одним пальцем. Склоняют головы, замирают, поднимают головы.

Они становятся чуть оживленней. И неторопливо выходят.

Они уходят в свою рабочую пещеру, где оставили работу. Другие заходят в хранилище в сапожке, где аккуратно складывают свежие, недавние и давние манускрипты раздельно.

В храме-пещере мастера снова приступают к давно начатой работе. Женщины подносят им светильники и ставят их на пол. Мужчины садятся выбивать начертания, женщины подливают масло в светильники, подносят воду.

Один берет кувшин из рук женщины, отпивает и умывается. Они переговариваются между собой, подмастерья иногда смеются, порой негромко беседуя.

КОНЕЦ ФРАГМЕНТА ИСТОРИИ

Hosted by uCoz