СВИТОК ЛОРЫ

СВИТОК ЛОРЫ ДНЕВНИК ЛОРЫ ОТКРЫТИЕ ЛОРЫ И ИЛЛАРИОНА АННА ИВИНСКАЯ ЛОТОС: ПУТЬ К ИСТОКАМ
КАТАКОМБНАЯ ПЕЩЕРА Глава из части СИНАЙ

Предисловие к фрагменту главы.


В главе « Пещера» повествуется об одной из находок героев на раскопках в египетской пустыне неподалеку от места некогда возвышавшегося греческого монастыря Неопалимой Купины четвертого – пятого веков. Их открытие относилось к украшению катакомбной пещеры, найденной героями под давно разрушенными стенами монастыря, а также искусства росписи стен. Уникального стиля, котрый считался утраченным. Оно относилось к главному наследию монахов – исихастов, мастеров - отцов синаитов пятого – девятого веков.Повесть описывает реальные события из жизни действительных людей, причастных к историческим находкам в археологии, к отркрытиям, касающимся теории нетварного света в искусстве. Простой стиль изложения должен помочь понять историю и содержание их открытия - как теорию «природы событий в сакральном пространстве».

КАТАКОМБНАЯ ПЕЩЕРА


Но пока Лора только пыталась на пальцах Иллариону пояснить природу сакрального события. О том, как в этом пространстве возникают образы и из какой ткани они сотканы.

- Понимаешь, это просто, представь себе ортодоксальный "вертеп". У католиков – другое название, но очень похожие сценки тоже есть. Так вот, на празднование Рождества ты видишь в углу храма фигуры, а они восстанавливают в нашем времени событие из библейской истории. Ты видишь младенца в яслях, его рождение и приход волхвов. Все они – из грубой и зримой ткани сшиты, и из воска слеплены, событие восстанавливают посреди нас материальноеи в физических образах.
Ну, вот, именно так библейские сюжеты располагаются посреди нас - незримо повсюду, но не созерцаемы грубым физическим зрением. Ты это сможешь увидеть, если поймешь, как сквозь прорези иконных ликов от мира за гранью проистекают в этот мир световые тонкие несотворенные лучики, и в таком излучении перемещают собою изначальные "первые" - или "святые" образы - свои источники - от мира за гранью. От мира горнего. И так нерукотворные образы переходят к нам, минуя доски и стены их изображений.

А потому на месте встреч несотворенных - нетварных - энергий восстанавливается сакральное пространственное событие, сотканное из этих лучиков. И это событие не застывшее, оно живет тем временем и пространством, которое вызывает к жизни библейское явление, переводя из истории вечности в этот день и час. Событие рождения младенца, и младенца - в яслях, и над ним - склонившейся матери, и прихода волхвов, все непрестанно живо и двигается, так как вошло в мир источениями непрестанной и непрерывной жизни. А оно сотканно из божественного света, от истоков и начал всему и повсюду.

Так и событие рожденья младенца сакрального мира. Оно живет посреди людей, как бы уже преломленное, а восковые фигуры его выявляют оку. Пусть зеркально отображая, пусть отдаленно, но его повторяют. А оно прежде до восковых фигур уже вошло через стены и доски икон, и продолжает входить незримо. Оно нерукотворным - "нетварным" своим присутствием освещает все и сквозит в мир посреди собранных к празднованию Рождества. Вот и все.

- Просто, вот так? – робко подал голос Илларион.
- Но это только один пример исполнения такого пространства. А их множество, они имеют свою пространственную иконографию - или извод - из все тех же энергий . И они приводят события к жизни на месте своих столкновений между иконными образами. В согласии с иконографической программой. Ведь все понятно? , - заботливо проурча вопрос, завершала мысль Лора, с нотою утешения в голосе, с какою склоняются матери над младенцами.

***

К тому же, им удалось найти связь между недавно найденною пещерою с сулеями, манускриптами и настенными начертаниями в отдалении от монастырских руин - и этой - только что расчищенной катакомбной пещерой. Она размещалась в углублении под монастырскими подвальными помещениями, с нижним подходом к ней. И обнаружившая себя связь прочитывалась не сразу, но была почти осязаемою на ощупь.

Пещера с катакомбным подходом к ней была их по истине грандиозным открытием. О ней пока не разглашали подробностей, и даже не многое понимали сами члены их экспедиции, кто расчищал стены.

А под первым же снятым слоем - от четырнадцати веков покровом - обнаружилась настенная роспись, и это всех просто сразило. И роспись обозначила, что в этом катакомбном углублении размещалось сокрываемое некогда монахами ото всех их особое и сакральное место молений. И характерное углубление в стене как бы с каменным столиком, говорило о том, что это подобие апсиды с алтарем. Им служил каменный выступ, который был выбит в камне для приношений и "преломлений даров".

Когда все стены были очищены, открылся катакомбный образ храма, во всем своем чуде с фресками во все полотно стен выгнутых в камне. Прослеживалась и датировка, не позже начала пятого века. конца четвертого. Роспись не имела ничего общего с катакомбными фресками подземного Рима. Образы росписи иконографиею своею были сходны с ранними энкаустическими памятниками из синайского монастыря неподалеку, действующего и по ныне. Понятно, они имели отличия, и уж верно, их предвосхищали. А по стилю - уж точно были раннимим византийскими, но написаны не менее, чем за век до сохранившихся энкаустических образов. То есть , не менее, чем за столетие - до шестого века.

Как археологи, хорошо знавшие раннехристианские и византийские памятники, Илларион и Лора поняли, к чему прикоснулись, к чему подошли впритык. Этот период в настенной росписи навсегда считался утраченным. И уж тем более отой росписи не должно быть здесь, в "подполе" монастыря исезнувшего в пустыни, на стенах, которым суждено было до песка разрушиться. Им навсегда грозило исчезнуть некогда в века оттаманских орд, когда пали все монастыри, кроме лишь одного, неподаллеку, Св. Екатерины. Эта катакомбная пещера, была, видимо, подготовлена заранее, как убежище, со всем необходимым для монашеской жизни, и как сакральное место, с особыми фресками. И по видимому, они были выполнены особыми мастерами - самими отцами синаитами, но обучавшихся мастерству в столице, в лучших константинопольских мастерских.

- Этого быть не могло, такое ни с одним готовым к любому открытию археологом случиться просто никак не могло быть, - констатировал Илларион. - И не с нами, тем более.

- Но, это не все, а ведь это только начало, ты понимаешь,- почти вспыхнула Лора на его трезвый тон. Она не могла более укрывать своего восторга. - И к тому же, какая откровенная связь иконографии с тексами нами найденного манускрипта! Ты видишь это?!

Но для Лоры это было не все.
Расшифрованные ею манускрипты, как и найденной сулеи, содержали тексты с утраченным описанием мистико - созерцательного опыта и духовных практик монахов конца четвертого начала пятого века. Монахи их перепрятавшие, определенно выходили из этого монастыря, и прежде непременно были связаны с его катакомбною жизнью, и непременно с этим сакральным местом. " И - что теперь передо мною одной здесь распахнулось" - забыв про дыханье, мысленно потаенно, отчетливо проговорила Лора, а через миг вслух выдохнула:

- Ну, посмотри, как эта связь отчетливо прослеживается в композициях, и в самих фигурах... Ты помнишь часть текста с описаниями иконных ликов, как отражений образов преломления, видимых в потоке духовного света? – А далее она икак не могла дождаться момента, кода произнесет эту фразу, как ей виделось,все ставящую на свои места:

- Они ведь просто запечатлевали на стенах свои вИдения... Свои встречи с миром небесных жителей в своих созерцательных опытах! И вот в этих фресках они переосмысливали свой опыт, в изображении - всего видимого ими. Но строго выдерживая иконографию! Это немыслимо, ты понимаешь?! - Она всеми силами своего дыхания только пыталась заставить вникнуть Иллариона в суть их открытия. В суть уникального смысла росписи перед ними.

Все это разворачивалось теперь перед их глазами.
Неожиданное иконографическое решение обретало свое содержание. И пояснялось до лаконичной ясности всей своей простоты.

Понятными становились изображения излучений вокруг образов, словно зримое отображение момента преломления в божественном излучении. Как сцена отображения момента перехода иконного образа в образ духовного света.

Но для Лоры и это было не все.
Находясь по долгу в этом пространстве храма пещеры, мало освещаемою искусственным светом, почти до полусумрака, она явно стала видеть, как сумрак постепенно стал перетекать в ослепительный свет.

Это ее не пугало. Похожее она уже видела. Что-то близкое тому происходило на Крите. И на Патмосе в полутемной Трапезной. Но только, такое явное преломление катакомбной тьмы в ослепительное - пучками и потоками, неизвестно откуда возникающих излучений и светов, зримых физически - пространство: было ни с чем не сравнить.

Конечно, понятно, переведя манускрипты, Лора испытывала на себе описания практик, пытаясь постигнуть природу духовного опыта созерцаний. Это ей было легко и радостно. И она могла во многом продвинуться на этом пути, найди она крохи свободного времени. Она непременно многому бы научилась. Опыту - видеть незримое, и пусть лишь отдаленно, но близкое опыту прежних насельников монастыря. Может, она бы и подготовила бы себя к такому видению. "Но, Илларион... Он ведь никак не был близок таким порывам, никак не соприкасался с этим миром... Он не применял на себе руководства! А он, ведь тоже осязает это свечение... И он видит - и не никак отрицает этого чуда, к тому не имея никаких пояснений"... - Не устала мысленно удивляться всему Лора. И выпалила:

- Но ты ведь трезво и здраво мыслишь, ты же не должен всего этого замечать! - Попыталась было она вернуть Иллариона к привычной реальности.

- Не должен. Но, думаю, все просто. Духовно насыщенное сакральное место обостряет наше зрение, потому и видим все много ярче, богаче. Измерений у осязаний умножилось, потому так и резко видим, так ослепительно стало глазам. Они обнаружили новые осязательные свойства, которые до теперь дремали,- спокойно покачивая головой в такт мысли, трактовал он.

Но он все таки выслушал теорию Лоры. И, главное, принял ее. Больше того, ее пояснения в нем отозвалась. Он принял живое участие в них. И того более. Они вместе сформулировали теорию, доводя ее логику до прозрачно ясного обоснования.

Конечно, эту теорию на ту пору не имело не единого смысла где-либо излагать, или печатать в научной интерпритации. Не наступило время. Покуда время было еще не ее. Но, главное, что теория незримого света, держащего "мир в себе" духовно исполненным, света, который в него вводит присутствие мира небесного, была проста и лаконична. Со всею своею реальною подосновою - во плоти пещеры и фресок.

А Лора не переставляла всему изумляться:
- Как же пространство божественного чистого вторгновения несотворенными его энергиями - как же было оно распахнуто в измерении этого мира - и вот так так запросто - перед нами! И пусть себе - наше , Илларион с тобой время - не время для их выявлений... Пусть. Не время их зримого выявления, их подоплеки и сути. Но ведь для нас - оно стало таким. Правда?... Ты меня слышишь?- Переспросила она, немного смутясь его глубоким молчанием. Но пресекать свою мысль, как и свою речь, теперь уже было свыше ее сил:
- Самою их неотторгаемою реальностью, стало. И наш видимый мир изменился. Не правда ли? Насколько он стал полнее и совершеннее. Богаче прежнего: теперь все совершается в нем с блаженною скоростью... И все в нем исполненно этим несотворенным, и теперь уже зримым светом.

- Ты и это прочла между строк в свитках прежде?, - уточнил Илларион, со сквозным удивлением в голосе.
- И между, и в них, в рукописи сулеи. И в манускрипте. Ты понимаешь. Свидетельства этому всюду. И там, как здесь, посреди пещеры. И среди фресок критских монастырей, и в Трапезной Патмоса. Как и в пещере св.Иоанна Богослова на его острове. Да,только в этой пещере - они четче других.

И передохнув, и выдохнув, продолжала:
- А все просто. Потому что здесь сцены уже отпечатывались мастером в момент перехода образа в мир в потоке излучения в опыте художника исихаста. В самом его восхождении в потоке. И во встрече его с обитателями мира за гранью. Он отпечатывал и свое вИденье этого света.
... - А запечатленный поток теперь через начертаннае лики и лучи вокуг них, через эти образы света, впускают сквозь себя - к нам, живых жителей иного мира и пучки нетварного излучения - более плотным сакральным событием в пространстве пещеры... - Так, словно Лора стала уже заговариваться, она выпалила, в попытке довершить все таки свою мысль.
- Поток среди нас, хочешь сказать? – все не ленился выспрашивать Илларион.
- Хочу. – Кивнула утвердительно Лора, как поставила точку.

Ей было радостно осознавать, что он принял - и ее условие речи, и обороты, а между ними – значение. А это ей говорило о том, что в ее мире и в своем понимании - она более не одинока. Теперь больше она - не одна.

И только теперь Лора осознала глубину замысла ее истории, ее личной жизни - еще до нее, еще до всего. А ей выданного за просто так. Некогда выроненным подарком с неба. Тогда, просто на палубе по пути на Крит. И Лора сумела постигнуть меру того, как она переполнена тревогой и трепетом за этот словно случайный дар, который скользнул ей тогда прямо за пазуху вместе с моросью прямо с небес...

***
Для большей ясности привожу вместо сносок пояснение к некоторым терминам и словам.

Вторгновение - русское слово, производное от - "вторжение" - и передающее - момент действия.

Сакральное пространство - это храмовое пространство или любое другое, где происходит - вторгновение - божественной энергии (силы, света): к примеру - благодати. Яркий пример - ветхозаветный сюжет - Сон Иакова в пустне, когда он увидел во сне лестницу на небо и ангелов , "что восходят и нисходят по ней".

"Энкаустическое" письмо - писать картину, икону, любое изображение горячим воском с растительными пигментами по основе с разгоряченным воском.Это древнее письмо, известное не только в христианском искусстве. Его расцвет и возрождение - в искусстве классическом эллинском , и в элленнистическом. Им превосходно владели в древнем Египте, как и во все века Римской Империи.

Еще одна справка.
Преломление Даров - таинство "евхаристии" ( "благодарение" - с греч.)- в ортодоксальной церкви. П. Д.- главное действие в литургии, совершаемое с Заамвонной молитвой ( которя следет после общей в храме - "Верую"). П. Д .- начинается по приуготовлении - хлеба и вина в чаше, предлагаемых в таинство, когда совершается бескровная жертва Преломление совершается - когда приготовленные в чаше хлеб и вино - по возношению заамвонной молитвы предлагаются под претворенье , и когда их проходит "Божественное", преломляет их: претворят, преображает. Жертвенные Дары - образ и суть - тела и крови Господних. Таинство символично , духовно , и реально в измерении божественного миропорядка - повторяет собой момент добровольного приношения и предложения Сыном Себя в Жертву за мир. Приятие Даров - причастие, суть духовного единения ( в определеном смысле - и физического) - с принесшим Себя в добровольную Жертву - Агнцем, а также - духовнго - через Сына - с Отцом. Это момент - духовного преображения души человека , ее преломления и претворения. Это то момент, когда - "все уды" - все тело человека причащающегося - проходит божественный свет , нетварные энергии - через воспринятые дары - и освещает все человеческое его существо, претворяя его в духовное.

© Copyright: Анна Ивинская, 2009

Hosted by uCoz